Ведите дневник. Психолог о том, как развить эмоциональный интеллект

Термин «эмоциональный интеллект» всё более набирает популярность в последнее время. Считается, что люди с развитым EQ (Emotional Intelligence) добиваются большего успеха в обществе, нежели люди с высоким IQ, а также могут находить со всеми общий язык.

Комплекс Квазимодо

Кто это такой? Знаменитый персонаж «Собора Парижской Богоматери» Гюго – горбатый звонарь по имени Квазимодо – сильно переживал из-за своего внешнего вида и был влюблен в красавицу Эсмеральду. Но у него, что и говорить, были на то определенные основания.

Отрывок экранизации фильма «Горбун из Нотр-Дама»( 1997) с главным героем горбуном в видео:

В отличие от «горбуна отверженного с проклятьем на челе», страдающие «комплексом уродства», как правило, – люди с вполне нормальной внешностью, хотя сами они убеждены в обратном. А уж если они действительно имеют те или иные незначительные изъяны или особенности – делают из этого проблему вселенского масштаба.

Комплекс Квазимодо

Переживающий из-за своего мнимого физического недостатка, такой человек испытывает сильнейший стресс: целыми днями смотрится в зеркало или наоборот – всячески избегает отражающих поверхностей, опасаясь увидеть там «этот ужасный нос» или «эти поросячьи глазки». Дисморфофобы наотрез отказываются фотографироваться, дабы не «запечатлевать в веках это уродство». Многие замыкаются в себе, отказываются от выгодных предложений работы, оставляют учебу, отказываются от личной жизни, а то и вовсе перестают выходить на улицу.

Американский доктор Кэтрин Филлипс, не первый год работающая с такими больными, в своих исследованиях приводит истории подобных страдальцев.

  • Одна из ее пациенток – девочка-старшеклассница, которая вынуждена была бросить школу из-за того, что у нее сильно «потеет лицо».
  • Другой человек – молодой мужчина – наотрез отказался от высокооплачиваемой должности, предпочтя ей надомную работу за скромное жалование. Мотивировал он это так: «Зато никто не увидит моего кошмарного телосложения, и не будет смеяться надо мной».
  • Еще одна подопечная доктора Филлипс однажды восемь часов подряд стригла себе волосы, пытаясь сделать прическу более «аккуратной».
  • Другая девушка целыми днями исследовала свое лицо с помощью увеличительного стекла на предмет поиска растительности над верхней губой и на подбородке, – разумеется, времени на работу и общение у нее уже не оставалось.
  • В психологической литературе описана и совсем юная жертва дисморфофобии – шестилетний мальчик, убежденный в том, что у него слишком желтые зубы и толстый живот. Эти свои «ужасные» (отсутствующие на самом деле) недостатки ребенок беспрерывно рассматривал в зеркале. Вот и войдя в кабинет доктора, первое, что он сделал, – уловил собственное отражение в… хромированной детали кресла.

Осознавать свои и чужие эмоции

Дарья Вербицкая, «АиФ-Воронеж»: Ирина, что такое эмоциональный интеллект?

Ирина Махортова: Эмоциональный интеллект – это способность обрабатывать эмоциональные сигналы окружающих, осознавать и понимать собственные эмоции и эффективно выстраивать свое поведение на этой основе.

Сам термин появился в 1990-е годы. В то время множество работ было посвящено уровню интеллекта, измеряемого в iq-баллах, ограничениям этого метода и поиску дополнительных факторов, которые могли бы повысить его эффективность в практике. Как раз способность понимать и осознавать эмоции стала одним из таких факторов.

Статья по теме «Культура индивидуалистов». Психолог о том, почему мы разучились дружить

Человек обладает эмоциональным интеллектом, если он способен осознавать собственные эмоции, понимает их причины, с высокой точностью угадывает причины эмоциональных реакций других людей, умеет эффективно влиять на собственное эмоциональное состояние, а также взаимодействовать с окружающими на основе понимания их эмоционального состояния.

— А у детей к какому возрасту развивается эмоциональный интеллект?

— У детей ЭИ появляется примерно к пяти-семи годам и впоследствии всегда развивается. Для эмоционального интеллекта необходима способность к абстрагированию, поэтому не стоит ждать сочувствия от трёхлетнего ребёнка. Ему пока сложно выходить за пределы собственного опыта. Я считаю, что специально развивать эту способность у детей – делать упражнения и водить на развивающие занятия соответствующего профиля – стоит только тогда, когда есть конкретные проблемы. В остальных случаях достаточно поощрять общение ребёнка со сверстниками разного возраста, прививать любовь к животным и помогать ему, называя за него эмоции. Например: «Тебе грустно из-за ссоры, да?».

Читайте также:  Мужчины назвали 6 качеств, которые они ценят в женщинах

Причины низкой самооценки своей внешности у подростков

Влияние сверстников

Довольно короткий период своей жизни, а именно в подростковом возрасте, все мы остро зависим от внешней оценки. В самом деле, едва ли вас всерьез заденет мнение сослуживицы о форме вашего носа, даже если она выскажет его в довольно резкой форме. Но вспомните себя в 13-14 лет! Неумение отстаивать собственное мнение приводит к тому, что подростки во многом опираются на коллективное мнение , иногда формируемое лидерами группы, а иногда возникшее случайно, просто как недоразумение. Одна не очень остроумная шутка – и вот уже Маша превращается в «Носуху» или «Толстуху», а Вася – в «Кабана» или «Скелет»… да вы и сами вспомните обидные прозвища из школьного прошлого, правда?

Речь не обязательно идет о школьном буллинге – атмосфера может быть вполне здоровая, прозвища – добродушные, а комплексы… комплексы рождаются самые настоящие.

Ну а если ребенок стал в своей группе изгоем, можно хоть сто раз повторить ему, что дело в борьбе за лидерство и инстинкте стаи, можно дажек перевести его в другую школу, где он будет пользоваться популярностью у сверстников, расслабится и расцветет, но… но уверенность, что у меня нос-глаза-уши какие-то «не такие» уже его не покинет.

Влияние родителей

Не обязательно скорбно вздыхать над собственным чадом «в кого ты у меня такой лопоухий уродился, у меня уши нормальные, у папы – тоже обычные…», чтобы вселить в ребенка неуверенность в себе. Более того, про такую критику «ну я же любя» мы даже говорить не будем, потому что это очевидное проявление неправильного родительского поведения. Но иногда мы передаем эти же идеи неочевидным образом даже нам самим образом, через «нет-сигналы».

– Как же тебе не идет фиолетовый, сразу бледный, как зомби! – Ой нет, только не такой фасон джинсов, в них у тебя сразу ноги короткие… – Сними это, выглядишь ужасно, переоденься!

Заметьте, вы не критикуете внешность ребенка, более того, можете вкладывать вполне позитивный смысл – сейчас переоденешься и будешь красавицей (красавцем). Но ребенок слышит вас избирательно: бледный как зомби… ноги короткие… выглядишь ужасно…

Общие посыл тоже ребенка не радует: я некрасив, и нужно прикладывать специальные усилия, чтобы выглядеть приятно. Шаг вправо – шаг влево от маминых рекомендаций, и все окружающие увидят твой истинный облик чудовища.

Влияние внешних факторов

Ваш ребенок может находиться в самом замечательном и дружном коллективе. Вы можете проявлять чудеса такта и деликатности, обсуждая с ребенком его внешность. Но повсюду его будут окружать идеальные отфотошопленные образцы актеров, моделей, просто светских персон. Неважно, насколько уверенным в себе вы его воспитали, это не вопрос характера – это вопрос возраста.

Подросток все равно будет сравнивать себя с кумиром, причем именно с его внешностью. Никогда в жизни мы больше не будем стремиться проявлять индивидуальность, в точности подгоняя себя под стандарты, как в подростковом возрасте.

Подростки-неформалы, кстати, переживают из-за своей внешности точно так же, как и их сверстники, очарованные миром гламура и подиумов. Идеал, к которому следует стремиться, различается, а схема поведения – нет.

Влияние возрастных изменений

Иногда (и не так уж редко) своей внешностью подросток начинает интересоваться в связи с подростковым скачком роста. Неуклюжесть подростков – притча во языцех, но возникает она по одной простой причине: подросток не может приспособиться к быстро меняющимся параметрам своего тела: рост, вес, пропорции, черты лица – все меняется! Обычно такие изменения происходят незаметно, день за днем; нам придется достать фотоальбом десятилетней выдержки, чтобы констатировать, что, пожалуй, несколько лишних морщинок все-таки появилось.

Но у подростков счет идет на месяцы, а иногда и на недели. Каждый день они обнаруживают в зеркале незнакомца, и, как все новое и непривычное, он им активно не нравится.

Как общаться с особыми людьми? советов специалистов

  1. Люди с особенностями умственного развития, во-первых, не заразны, а во-вторых, не опасны. Не бойтесь задавать вопросы сопровождающим или родителям особых людей. Но, пожалуйста, будьте вежливы! Если вы встретили особого человека, не нужно бояться смотреть, но не надо «пялиться» и показывать пальцем.
  2. С особым человеком нужно вести себя так же, как и с обычным. Если его поведение опасно – отходим в сторону. Если вам кажется, что ваши права нарушаются, обращайтесь в полицию. Закон для всех один.
  3. Помните, любое поведение всегда имеет причину. Человек может вести себя необычно, когда он испуган, дезориентирован, не понимает, что происходит. Особых людей учат правилам поведения, моделируют с ними ситуации, которые могут возникнуть в общественном месте. Но все мы люди, и в некоторых ситуациях выходим из себя.
  4. Если человек с особенностями ведет себя непривычным для вас образом, не мешайте ему успокоиться. Нужно помолчать. Дать человеку прийти в себя.
  5. Помните, что мы с вами пришли в кафе или сели в метро не для того, чтобы проверять свой глаз-алмаз, ставя всем встречным диагнозы. Наших непрошенных советов тоже никто не ждет.
Читайте также:  10 причин, почему вы не хотите работать, и что делать в этом случае?

с ментальной инвалидностью далеко не всегда ведет себя неадекватно. Но ситуация редко требует нашего вмешательства. Не хотите – не надо. Но будьте вежливы. Нас никто не может заставить дружить, помогать и т. д.

  1. Важно, чтобы все были в безопасности. Задайте себе вопросы: в безопасности ли я? В безопасности ли мой ребенок? В безопасности человек с нарушениями? Возможно, нужно просто отойти в сторону и стараться не усугубить ситуацию.

с особенностями развития – не чемодан. Его нельзя без согласия переставить с места на место. К нему нужно обращаться, а не игнорировать как неодушевленный предмет. К нему нужно относиться с уважением.

  1. Родители особых детей ничем не отличаются от родителей обычных. Ни одному родителю не понравятся вопросы вроде: «А он у вас что – припадочный?» «А может быть вам лучше к врачу, а не в кафе?»
  2. В классе, где есть ученик с аутизмом, учителю лучше говорить проще, не использовать слишком длинные и витиеватые фразы, в таких конструкциях для человека с аутизмом слишком много «ментального шума», сложно уловить смысл. Если ребенок не может учиться, это не проблема ребенка. Иногда таким детям требуются особые способы представления информации, больше визуальных материалов.

Причины девиантного поведения

– Каковы основные причины дивиантного поведения у детей?

– В 80% случаев причина, несомненно, в родителях. Это связано прежде всего с изменениями условий жизни. Родители в большинстве своем заняты на работе, им некогда уделять много времени детям, поо этой причине им, в свою очередь, авторитетом становятся средства медиа-информации, сверстники, примеры звезд шоу-бизнеса. Недостаточный контроль и настойчивость в выполнении домашних заданий, усвоении учебного материала в итоге являются причиной прогуливаний уроков, участия в сомнительных компаниях и криминального поведения. Педагогическая запущенность способствует развитию социальной дезадаптации ребенка и, как следствие, становится причиной возникновения отклонений в поведении. Часто к нам обращаются дети из детских домов, склонные к делинквентному поведению, причиной которого становится материнская и социальная депривация. В ряде случаев причина девиации кроется в индивидуальных особенностях характера ребенка. Часто в одной и той же ситуации разные дети ведут себя по-разному, это связано не только с воспитанием, но и с особенностями темперамента, и набором личностных качеств.

– Что Вы можете посоветовать родителям, чьи дети замечены в отклоняющемся от нормы поведении, девиантном поведении?

– Родителям, несомненно, следует уделять детям больше внимания, но главное – самим быть хорошим примером для подражания. Если по каким-либо причинам нет времени на воспитание несовершеннолетнего, то следует подобрать секцию или кружок по интересам, где руководитель мог бы стать таким примером. Дети всегда учатся на авторитетном примере, которым могут быть также дедушки, бабушки или другие близкие родственники и друзья родителей. Не стоит бояться обращаться за помощью специалиста, даже по таким «пустякам», как плохой аппетит или какая-либо фобия, перерастающая, как правило, в тревогу. Опытный психолог или социальный педагог помогут выявить причины отклонения и своевременно оказать профессиональную помощь.

Читайте также:  Стоит ли идти на корпоратив? Пить или не пить на на корпоративе? \ Советы психолога, отзывы

Есть вопросы? Задайте их психологу. Онлайн. Бесплатно.

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Как объяснить свою сверхчувствительность другим

В России очень мало людей знают о существовании высокой чувствительности сенсорной обработки. Многим таким людям в детстве говорили, что они просто слабые, хотя это не так: чувствительность не отрицает силу и мужественность. Но мы продолжаем жить с ощущением своей слабости всю жизнь, что влияет на самооценку и веру в себя.

Чем больше людей будет знать и понимать сверхчувствительность, тем меньше мы будем сталкиваться с глобальным непониманием и отвержением. Конечно, не все люди могут воспринимать информацию о вашей чувствительности с интересом или пониманием: кому-то это покажется невозможным и глупым, кому-то вообще будет всё равно. Но ваши близкие могут захотеть понимать вас лучше.

Как объяснить свою сверхчувствительность другим

Вот пять фактов, о которых стоит рассказать окружающим:

  1. Высокая чувствительность означает, что ваша нервная система более восприимчива к любым раздражителям: вы не только замечаете больше, ваша нервная система обрабатывает информацию дольше и глубже.
  2. Ваша высокая чувствительность обусловлена генетически. Это особенность вашего тела, а не фантазия «у вас в голове».
  3. «Чувствительный» не обязательно означает «эмоционально чувствительный» (хотя иногда так и есть). Эмоции — лишь одна из составляющих, основной упор лучше сделать на чувствительность сенсорную.
  4. Слишком сильное или долгое воздействие непрерывных стимулов негативно влияет на вас. Ваш мозг испытывает высокую когнитивную нагрузку, так как обрабатывает каждую деталь вокруг себя. Все устают от чрезмерной стимуляции, но у вас это происходит быстрее.
  5. Высокая чувствительность дает много преимуществ. Например, вы можете быть креативными, чуткими и способны понять другого, поэтому к вам обычно обращаются за утешением и советом.

Агрессия при деменции

Специалисты часто говорят, что люди, больные деменции, живут в своей собственной Вселенной. Там действуют свои правила и законы. Нередко спокойный, уравновешенный на протяжении всей жизни человек становится озлобленным и агрессивным под воздействием заболевания. Категорически запрещается оставлять маленьких детей в одном помещении с пожилыми людьми, страдающими деменцией. Они не отдают отчета в своих действиях и могут нанести вред ребенку, не способному защититься.

Самое удивительное то, что агрессия может проявиться внезапно, в любой момент близкие должны быть готовы к вспышке. Больные устраивают скандалы, кидаются в драку, бросают предметы, бьют посуду, могут укусить, ущипнуть или схватить за

волосы того, кто рядом. Близким очень сложно сохранить эмоциональный контакт с такими пациентами. Все привязанности и чувства к близкому человеку стираются под воздействием постоянного неадекватного поведения. Что делать при старческой деменции с агрессией, и как объяснить соседям, что над пожилым родственником никто не издевается?

В первую очередь, нужно помнить, что агрессия может быть сигналом о каком-то дискомфорте, который испытывает пациент. Это могут быть проблемы с физическим самочувствием, психологические травмы или неудобства бытового характера. Человек кричит, дерется, чтобы привлечь внимание. Часто злость проявляется на фоне приема лекарственных средств. В этом случае нужно проконсультироваться с врачом и обсудить возможность замены препарата аналогом.

Что касается соседей, не нужно скрывать от них диагноз близкого человека. Во время прогулок или непродолжительных визитов они сами смогут оценить состояние больного и понять, что родственники не издеваются над ним, а сами являются жертвами его неадекватного состояния.

Основные правила поведения при вспышке гнева у пациента:

  • Не показывать страха;
  • Сделать шаг назад (максимально отстраниться, но так, чтобы видеть больного);
  • Выслушать и попытаться спокойно утешить;
  • Перевести его внимание на другой вопрос;
  • Не отвечать злостью и не наказывать больного.

Не нужно держать негатив в себе. Если есть кто-то, кто способен выслушать и дать совет, лучше позвонить такому человеку и выговориться. Внутреннее напряжение, не находящее разрядки, приведет к проблемам психосоматического характера.

Не одаренные, но способные

31 Чесапик-бей-ретривер 41 Австралийская овчарка 51 Керри-блю-терьер
32 Пули 42 Манчестер-терьер 52 Ирландский сеттер
33 Йоркширский терьер 43 Самоед 53 Норвежский элкхунд
34 Ризеншнауцер 44 Филд-спаниель 54 Аффенпинчер
35 Португальская водяная 45 Ньюфаундленд 55 Австралийский шелковистый терьер
36 Эрдельтерьер 46 Австралийский терьер 56 Карликовый пинчер
37 Фландрский бурье 47 Американский стаффордширский терьер 57 Английский сеттер
38 Бордер-терьер 48 Шотландский сеттер 58 Фараонова собака
39 Бриар 49 Бородатый колли 59 Кламбер-спаниель
40 Вельш-спрингер-спаниель 50 Керн-терьер 60 Норвич-терьер
Не одаренные, но способные