Как объективно оценить сотрудника: составляем должностную инструкцию

Трудовое законодательство предусматривает различные меры воздействия на работника, который не справляется с должностными обязанностями. К таким мерам относятся:

Как такое могло произойти?

Как у двух членов совета директоров могут быть такие разные мнения о том, преуспевает ли высшее должностное лицо в компании или не справляется со своими обязанностями? Возможно, это потому, что для измерения успеха они используют разные линейки. Возможно, это потому, что они по разному представляют перечень обязанностей, которые должен выполнять их гендиректор.

Один из фундаментальных принципов в организационной психологии гласит: «Все начинается с описания функционала». Не будем утверждать абсолютная гарантия вашего успеха, но уверены, что хорошее описание работы служит нескольким важным целям.

Четкое описание работы обеспечивает:

  • Точную концентрацию усилий сотрудника на ключевые достижения
  • Объективную основу для оценки его работы
  • Шаблон «идеального кандидата», с которым можно сравнивать потенциальных новых сотрудников

Из чего состоит должностная инструкция:

  1. Формулировка основных целей и задач для деятельности данного сотрудника
  2. Перечень необходимых для ее достижения знаний, навыков и умений
  3. Требования к личностным качествам сотрудника на данной кадровой позиции
  4. Требования к его образованию и практическому опыту в данной сфере

Раздел «цель» должен быть описан кратким предложением об общей цели. Например, в должностной инструкции для руководителя организации может быть сказано что-то вроде: «Надзор за всеми функциями и бизнес-процессами в организации».Раздел «Навыки» в описании функционала генерального директора будет включать такие элементы, как:

  • Социальные навыки: построение отношений с сотрудниками и клиентами
  • Финансовые навыки по управлению бюджетом
  • Лидерские навыки: способность сформировать вокруг себя команду единомышленников и вести их за собой
  • Навыки управления: организация и координация работы компании и отдельных ее сотрудников
  • Навыки общения: эффективная устная и письменная коммуникация
  • Навыки маркетинга и организации продаж, устойчиво генерирующие доход

Раздел «Личные качества» может включать такие элементы, как честность и приверженность миссии организации, а раздел «Уровень образования и опыт» — вид и профиль обучения, а также стаж работы в соответствующей сфере.

Несколько советов по написанию должностных инструкций:

  1. Делайте описание функционала простым, понятным и актуальным; здесь не нужен многостраничный документ
  2. Привлеките действующих сотрудников, выполняющих данных функционал, чтобы уточнить и усовершенствовать его описание
  3. Ограничьте число основных зон ответственности сотрудника оптимальным значением 5-8
  4. Ранжируйте зоны ответственности в пределах данного функционала
  5. Включите в должностную инструкцию оценку процента времени, которое нужно тратить на каждую зону ответственности

Высокоэффективные привычки:

1)   Создайте четкие должностные инструкции для каждой должностной позиции в вашей организации2) Сделайте ваши должностные инструкции простыми, понятными и актуальными; не пишите талмуд3)  С помощью должностных инструкций обеспечьте:— направление и фокус работы данного сотрудника— основу для оценки его эффективности — шаблон «идеального кандидата», с которым можно соотносить потенциальных новых сотрудников4) Если испытываете трудности с составлением должностной инструкции или не уверены в ее эффективности — посетите консультацию по HR в центре бизнес-психологии Alter Ego. 

Оставить заявку на консультацию по HR

Поведение

Собеседование – это переговоры о потенциальном сотрудничестве. Независимо от сферы и места трудоустройства нужно помнить общее этические и психологические правила:

  1. Устраните физиологические проявления страха и стресса: отожмитесь, съешьте конфету, пробегитесь. Но не делайте этого непосредственно перед кабинетом.
  2. Придя в офис, будьте со всеми вежливы, приветливы. Возможно, вы встретитесь с будущими коллегами или начальством. Будьте внимательны, не позволяйте вольностей и личных разговоров по телефону (описание в плохом свете того места, куда пришли, или громкое обсуждение личных проблем).
  3. Отключите телефон.
  4. Во всех анкетах и документах, которые попросят заполнить, пишите только правдивую информацию. Но при этом помните о безопасности, внимательно читайте бумаги, которые заполняете.
  5. Зайдя в кабинет для собеседования, представьтесь, спросите имя того, с кем общаетесь. Спросите, где вы можете присесть или дождитесь, пока вам предложат это.
  6. Во время общения поддерживайте зрительный контакт, обращайтесь к собеседнику по имени.
  7. Старайтесь с первого раза запомнить имена всех людей, с которыми вы познакомитесь. Рукопожатие должно быть уверенным, но не слишком сильным.
  8. Следите за осанкой. Займите уверенную, но расслабленную позу: не откидывайтесь назад, но и не нагибайтесь вперед.
  9. Следите за невербальной речью собеседника, подстраивайтесь под нее. Сами избегайте чрезмерной жестикуляции, не бойтесь брать паузы для подбора слов и более точного выражения мыслей.
  10. Не перебивайте собеседника, внимательно слушайте, отвечайте только по существу.
  11. Если не уверены, что правильно поняли вопрос, переспросите («Правильно ли я понял, что…?»).
  12. Будьте объективны и эмоционально сдержаны, избегайте чрезмерной откровенности.
  13. Не пытайтесь предстать в идеальном образе, честно говорите о своих недостатках или неприятных фактах из биографии, о которых нужно сказать. Но сразу восстанавливайте баланс перечислением достоинств, положительных характеристик.
  14. Следите за формулировками. Например, вместо «я долго была в декрете» можно сказать «пока я была в декрете, мне удалось пройти такие-то курсы, узнать то-то, прочитать такую-то литературу». Вместо «я безработный» скажите «я работаю на фрилансе» или «временно не работаю», конечно, если это так.
  15. Избегайте вызывающего и доминирующего поведения, но и не забывайте о чувстве собственного достоинства. Даже если работа вам очень нужна, не давите на жалость, не говорите о бедственном положении. Лучше перечислить положительные профессиональные характеристики.
  16. Задавайте минимум вопросов. Спрашивайте только по существу и работе. Не начинайте с вопроса о зарплате. Интересуйтесь содержанием работы и условиями ее успешного выполнения.
  17. Помните, что работодателя интересует в первую очередь ваш профессионализм. Постарайтесь продемонстрировать профессиональные навыки и качества.
  18. В конце беседы поинтересуйтесь, как вы можете узнать о результатах. Можете ли вы сами позвонить. Поблагодарите за собеседование.

Если у вас будет возможность задать вопросы, то можно поинтересоваться о следующем: какие цели ставит компания в настоящее время, и чем вы можете помочь в их достижении; каким должен быть идеальный кандидат на рассматриваемую должность; какой совет работодатель даст новому сотруднику.

Что нужно помнить при составлении инструкции

В отечественном законодательстве по-прежнему нет параметров, определяющих форму и содержание должностной инструкции. В результате наниматели ориентируются на типовые инструкции, составленные на базе профстандартов и квалификационных справочников. Подобные инструкции создаются по определенным стандартам, затрагивающим их форму и оформление.

Стандартная форма инструкции:

  • Общая часть.
  • Трудовые функции специалиста.
  • Его ответственность.
  • Его права.

Многие работодатели, которые хотят четче прописать отдельные аспекты своих отношений с сотрудниками, добавляют в инструкции еще несколько разделов.

Наиболее востребованные дополнительные части:

  • Условия для работы.
  • Должностные связи.
  • Критерии оценки достигнутых результатов.

Стандарты оформления требуют, чтобы в инструкции присутствовали основные признаки официального документа: расшифровка подписей, дата создания, реквизиты организации и пр. Поэтому желательно распечатывать документ на фирменном бланке организации.

Внимание! Как основу для составления должностной инструкции можно применять подходящий профстандарт. Так, для профессии педагога-психолога может использоваться профстандарт , утвержденный Минтрудом в 2015 году. Рекомендации к использованию этих стандартов в бизнес-практике закреплены в статьях 195.1, 195.3, 195.3 ТК.

Общая часть

Вступительная часть, где дается описание основных параметров деятельности специалиста. Здесь прописывают требования к квалификации сотрудника, его место в структуре организации, порядок его временной замены и другие базовые моменты.

Особенно большое значение имеют навыки, которые должны обеспечивать выполнение обязанностей, описанных далее. Так, для педагога-психолога может потребоваться знание приемов проведения исследований, их математического анализа и пр.

Внимание! В ст. 331 ТК дается перечень требований, которым должен соответствовать специалист, допущенный к педагогической работе (отсутствие судимостей, заболеваний и пр.), о чем нужно упомянуть в данном разделе.

Обязанности

Ключевая часть инструкции, которая может значительно различаться в разных организациях, даже у специалистов одинаковых профессий. Так, функции педагога-психолога могут отличаться в зависимости от профиля учреждения (спецшкола, специализированный пансионат и пр.), его размеров и других параметров.

Ответственность

В данном разделе в общей форме описаны нарушения и меры наказания. Такой формат раздела применяется потому, что конкретная ответственность сотрудника устанавливается только после окончания необходимых административных и юридических процедур.

Права

В этом разделе дан список прав, предоставленных работнику его нанимателем. Обычно сюда входят несколько пунктов, схожих у однотипных профессий. По желанию работодателя этот перечень может быть расширен. Так, в него можно включить получение дополнительного образования за счет работодателя, подписку на отраслевые издания и пр.

Должностная инструкция для педагога-психолога составляется с участием специалистов. Обычно в её разработке принимают участие юрист, сотрудник отдела персонала, а также педагогические работники. Только после их одобрения документ утверждается руководителем учреждения. Окончательно инструкция вступает в силу после её подписания всеми сторонами: специалистом, руководителем организации, а также другими людьми, если их подписи требуются по правилам документооборота.

Читайте также:  Как и где найти хорошую работу в зрелом возрасте после 40 лет?

Уведомление об изменении определенных сторонами условий трудового договора

В соответствии со ст. 56, 57 ТК РФ в предмет трудового договора входят:

  • описание трудовой функции работника;
  • условия труда.

Поскольку содержание ДИ не регламентировано, она может включать информацию, относящуюся к трудовому договору в приведенной части. Изменение его условий осуществляется 2 способами:

  1. По соглашению сторон — в качестве общего правила (ст. 72 ТК РФ). Поэтому изменение ДИ, являющейся частью трудового договора, целесообразно оформить дополнительным соглашением к нему.
  2. По инициативе работодателя — в случае организационно-технологических изменений (ст. 72 ТК РФ) с сохранением трудовой функции прежней. В такой ситуации нужно за 2 месяца уведомить сотрудника о предстоящем введении изменений (образец уведомления и некоторые подробности изменения вы найдете по ссылке: Уведомление об изменении условий трудового договора). Если условия трудового договора не меняются (например, корректируются требования о квалификации), данное требование соблюдать не нужно.

Отметим, что порядок разработки новой ДИ или ее изменений, согласования и издания приказа об утверждении изменений, содержание этого приказа необязательно доводить до сведения работника, поскольку эти процедуры и документы не затрагивают его трудовые права и не относятся к сведениям, представляемым на основании п. 1 ст. 62 ТК РФ.

Соответствующий вывод был сделан в решении Железногорского горсуда Красноярского края от по делу № 2-215/2011. Предметом информирования и согласования в необходимых случаях является только содержание изменений ДИ.

Уточнение должностных обязанностей

Уточнение и конкретизация работодателем трудовых обязанностей по занимаемой работником должности правомерны, если не происходит изменение трудовой функции данного работника.

Приведем примеры, когда уточнение должностной обязанности не влечет изменение трудовой функции.

Пример 3

В должностной инструкции заместителя главного бухгалтера было указано: «Выполняет работу по ведению бухгалтерского учета в организации».

В результате внесения изменений в должностную инструкцию ранее обозначенная формулировка была заменена следующим текстом: «Выполняет работу по учету активов и обязательств организации, в том числе ведет учет расчетов с дебиторами и кредиторами».

Несмотря на изменение формулировки должностной инструкции, в данном случае трудовая функция работницы не изменилась, а только уточнилась, что позволяет работодателю предъявлять более конкретизированные требования, а работнику более четко представлять круг своих обязанностей.

Или еще более яркий пример.

Пример 4

В должностной инструкции бухгалтера по учету материально-производственных запасов значится, что он обязан вести учет всех имеющихся видов материалов.

Так, если в организации имеются только запчасти к автомобилям и хозяйственный инвентарь, бухгалтер учитывает только их. Но если появятся, допустим, еще и ГСМ, то он должен будет вести учет и на этом новом участке без каких-либо уточнений или изменений условий трудового договора.

В подтверждение приведем судебную практику.

Как указано в Решении Ленинского районного суда г. Уфы от № М-4898/2013, принятие должностной инструкции работника в новой редакции не повлекло расширение его обязанностей, наоборот, уменьшило их круг, не породив для него каких-либо неблагоприятных последствий. А поэтому возложение на работника дополнительных, иных, сверх «старой» должностной инструкции должностных обязанностей не может быть расценено как перевод на другую работу в порядке, установленном ст. 72.1 ТК РФ. В этом же решении суд оценил, что трудовая функция (вид поручаемой работы — осуществление реализации образовательных программ) работника не изменена, а скорректирован лишь объем обязанностей по осуществлению организационной и административной работы.

По другому спору в Определении Владимирского областного суда от № 33-108/2012 указано, что изменение работодателем в одностороннем порядке должностной инструкции в виде ее уточнения, в частности, в связи с переходом на новые программы работы, не является нарушением трудового законодательства, поскольку не влечет за собой изменения трудовой функции и допускается без письменного согласия работника.

Уточнение и конкретизация работодателем должностных обязанностей по занимаемой работником должности не свидетельствует об изменении трудовой функции работника (постановление Верховного суда Республики Башкортостан от № 4А-689/2014).

В личной просьбе

Начальник может поручить вам выполнить личные просьбы: налить кофе, вымыть посуду, что-то привезти, выслать, купить, оплатить счета и даже присмотреть за ребенком или домашним животным.

Если такие указания — редкость, то сотрудник их обычно выполняет. Но когда ежедневно приходится выполнять личные получения, нужно научиться отказывать.

Читайте также:  Поймали в Сети: можно ли уволить за пост в соцсетях

Например так:

  1. Аргументировать отказ: «Я не смогу погулять с вашей собакой, так как у меня много рабочих заданий».
  2. Сослаться на плохое самочувствие.
  3. Сообщить, что вы не сможете выполнить просьбу качественно, предложить обратиться к профессионалу.

Отказывать руководителю следует спокойно, не повышая тон. Прежде чем сказать «нет», проанализируйте степень важности задания, взвесьте вариант отказа от поручения.

Боюсь испортить отношения с руководством

Как научиться проще относиться к работе? Помните, что ни один руководитель не уважает робких и мягкотелых людей, которые не умеют отстаивать свои права. Если вы подчиняетесь каждому требованию начальства и боитесь отказать в просьбе, то вы никогда не вызовете у человека уважения по отношению к себе.

Вы не испортите отношения с руководством, если будете требовать исключительно того, что вам причитается по закону. Относитесь проще к своей трудовой деятельности. Помните, что вы устраивались на работу, а не нанимались быть рабом. Если на вашем предприятии «рабство» считается абсолютно законным, то, возможно, вам следует задуматься о смене рабочего места.

Профстандарт как основа для должностной инструкции: раздел 3

Конкретные требования к уровню образования и опыту по обобщенным трудовым функциям (и для соответствующих им конкретизированных функций) закреплены в третьем разделе профстандарта. Эти требования могут быть включены в раздел «Общие положения» должностной инструкции.

Третий раздел профстандарта также может быть также полезен с точки зрения:

  • формирования перечня функциональных обязанностей сотрудника по должностной инструкции (им может соответствовать перечень «Трудовые действия», установленный для конкретной трудовой функции в профстандарте);
  • формирования перечня знаний и умений сотрудника по должностной инструкции (им могут соответствовать перечни «Необходимые умения» и «Необходимые знания», также установленные для конкретной трудовой функции в профстандарте).

Кроме того, формулировки, приведенные в перечне «Трудовые действия» по профстандарту, могут быть использованы и при составлении раздела «Права» должностной инструкции. Как мы отметили выше, права сотрудника, фиксируемые в инструкции, могут выражаться в получении доступа к определенным данным, а также в возможности взаимодействия с коллегами. Профстандарт вполне может определять и то и другое.

Детализация круга задач

Для лучшего понимания своих задач сотрудником в программе «» к каждой функциональной задаче можно привязать:

  • бизнес-процессы
  • и регламентирующие документы.

Другими словами, обеспечить нужную степень детализации задач с помощью действий. Информация о детализации задач выводится в Приложение к Должностному функционалу.

Всего доброго!

*****

Если вы хотите навести порядок в своем бизнесе, обращайтесь: опишите свою компанию, задачи и проблемы — обсудим.

Детализация круга задач

Архив этой рассылки (с 2007 года). Авторские статьи Михаила Рыбакова и Партнеров.

Чтобы получать наши материалы, подпишитесь на рассылку:

Подписываясь на рассылку, вы даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с условиями.

Вы можете рекомендовать эту статью в социальных сетях, нажав на кнопки внизу, а также оставить свои комментарии.

Поделитесь статьей с коллегам: бизнесменами и руководителями. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим — больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением, ведущий рассылки Михаил Рыбаков Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий Основатель команды «Михаил Рыбаков и Партнеры» WWW: Тел.: +7 (495) 926-26-09 E-Mail: [email protected]

Условия для проведения аттестации работника

Соответствие занимаемой должности может быть подтверждено только результатом аттестации. Порядок аттестации законом не регламентирован. Поэтому, чтобы иметь возможность использовать результаты аттестации как основания расторжения трудовых договоров с работниками, работодателю настоятельно рекомендуется разработать и утвердить положение о порядке проведения аттестации работников.

С таким положением персонал необходимо ознакомить под личную подпись до момента заключения трудового договора при приеме на работу (ст. 68 ТК РФ), а если положение о проведении аттестации работников вводится в действие позднее, то незамедлительно после его принятия (ст. 22 ТК РФ).

При отсутствии подобного положения результат аттестации может быть признан недействительным. В случае возникновения трудового спора работодатель должен будет доказать, что работник был своевременно проинформирован о сроках проведения аттестации.

Вас может заинтересовать: Подготовка правового заключения Legal Opinion.