«Жемчужина Аллаха»: большое драгоценное недоразумение…

Мир украшений — масштабнее и серьезнее, чем банальный блеск драгоценных камней, манящее сияние золота и десятки тысяч долларов за «вот эту безделушку?». Бренды ювелирных изделий — настоящие мастодонты в сфере моды. История доброй половины из них насчитывает не одну сотню лет. Поэтому уникальная история, аура и почерк лучших мастеров угадываются при первом же взгляде на пафосное кольцо или скромный кулон.

Типы жемчуга

Традиционно считается, что лучший жемчуг тот, что маркирован аббревиатурой ААА (категория жемчуга класса «экстра»).

Она отражает сочетание идеальной сферической формы жемчужины, яркого блеска и отсутствие у неё дефектов.

Брак в случае с жемчугом – это механическое повреждение жемчужины. Природные дефекты: заломы, ямки, браком не считаются, но удешевляют изделие.

Жемчуг характеризуют цветом, оттенком и ориентом – включением другого цвета, пятнами. Цвет, оттенок и ориент жемчуга в комплекте должен максимально совпадать. Цвет определяет вид моллюска, родящего жемчуг. Так, белый родят одни, а золотистый – другие. Деление напоминает расы у человека. Серебристый жемчуг считается подвидом белого. Пресноводный жемчуг долгое время был только белым, пока не научились подкармливать моллюсков, меняя цвет сырья. Лучший чёрный жемчуг – таитянский.

В случае с размером самыми большими будут океанические жемчужины: до 30 мм. Морской и пресноводный жемчуг мельче: до 11-12 мм. Подбирая ожерелье, имейте в виду, что в нём всегда будет градиент (переход жемчуга по размеру: к центру крупнее, к концам мельче). Размер же будет выставлен по центральной, самой крупной жемчужине. Это стандарт размерного ряда.

Объяснение про «песчинку» — это миф

Жемчужины — настоящие аномалии в мире ювелирных камней. Они не только сами происходят из живого организма (моллюска), но и берут свою характерную жемчужную переливчатость из органической субстанции — перламутра. Кроме того, из своих раковин жемчужины выходят «готовым продуктом», не требуя огранки или другой пост-финишной обработки (кроме случаев, когда появляется соответствующий модный трненд — ).

Зарождение в моллюске жемчужины принято объяснять «теорией песчинки». Считается, что слои перламутра окутывают песчинку, случайно попавшую внутрь раковины с моллюском. Однако эксперты развеивают этот миф. Более правдоподобным «подозреваемым» стоит считать микроскопический организм, который перемещается внутрь мясистой части раковины моллюска и заставляет перламутр «ответить захватчику», окутав раздражителя специальным выделяемым секретом. Со временем в этом месте вырастает жемчужина.

История жемчуга

Первое письменное упоминание о драгоценности принадлежит китайскому летописцу. Оно гласит, что в 2206 году до н. э. правителем Ю была получена дань жемчугом от жителей реки Хуай. Также встречаются упоминания об этом драгоценном камне в Ветхом Завете, Коране, Талмуде, в истории многих стран:

  • В Междуречье была найдена золотая ветка с жемчужными цветами, датируемая III тысячелетием до н. э.
  • Правители и вельможи Древнего Рима украшали им тело, одежду и т. д. Калигула одарил жемчугом собственного коня, присвоив ему ранг консула.
  • Императрица Екатерина Великая обладала ожерельем из 30 черных бусин. Самой известной натуральной жемчужиной является также принадлежавшая российской короне Азра.
  • В Европе камень появился после походов Александра Македонского в страны Античного Запада и Персидского Востока. А расцвет его популярности представлен сокровищами Медичи. Любовью к жемчугу прославилась Елизавета I Английская. Наряд «королевы фей, покровительницы пиратов» постоянно украшали не менее семи жемчужных нитей.
  • Коко Шанель с XX века сделала жемчуг демократичным украшением. Мадемуазель утвердила дополнение перламутровыми бусинами делового костюма и вечернего платья.

Филиппинский самородок

Кто бы мог подумать, что под кроватью скромного филлипинского рыбака будет спрятано настоящее сокровище в виде гигантской жемчужины. А самое главное, что он абсолютно не подозревал о ценности своей находки, которую случайно обнаружил и поднял со дна океана. По приблизительным подсчетам стоимость жемчужины составляет порядка 100 млн. долларов. Целых десять лет она пролежала в «безызвестности», выполняя роль своеобразного амулета. Перед выходом в море рыбак прикасался к ней, веря в свою удачу.

История так бы и осталась не обнародованной, если бы не вмешался Его Величество Случай. В связи с переездом юноше пришлось отдать свой талисман тетке на временное хранение. Вес жемчужины равняется почти 34 кг, размер в ширину — 67 см, в длину — 30 см. По стечению обстоятельств родственница работала в сфере туризма и, увидев такой «феномен», уговорила племянника показать находку местным властям. После изучения жемчужины экспертами и признания ее натуральности она имеет все шансы быть увековеченной в Книге рекордов Гиннесса.

История ее нахождения удивительно и банальна одновременно. Выйдя в море порыбачить, будущий миллионер зацепился якорем о какой-то тяжелый предмет. Нырнув под воду, он увидел большой моллюск, в котором после поднятия на сушу и вскрытия и обнаружилась пресловутая жемчужина. Она имеет нестандартную дугообразную форму, напоминая выпуклый хрящ, но этот факт ничуть не умаляет ее ценности и природной красоты.

Виды золота

Чистое золото как химический элемент – материал чрезвычайно мягкий, не обладающий ярко выраженным цветом и совершенно не износостойкий. Поэтому в ювелирной промышленности используют сплавы металла, содержащие золото в различных процентных соотношениях.

Именно процент чистого материала в итоговом изделии и определяется цифрой пробы – оттиском на украшении, подтверждающим его подлинность. Количество различных добавок также определяет и цвет сплава. Существуют 3 основных вида золота по оттенку:

  • Желтое (традиционное – с добавлением серебра и меди)
  • Белое (сплав золота, серебра, палладия и платины)
  • Красное (насыщенность цвета зависит от количества меди)

Также есть несколько дополнительных цветов, однако украшения из них чрезвычайно редки и дороги:

  • Бледные оттенки зеленого (сплав золота с серебром и кадмием)
  • Серое и синее золото (сплав со сталью)
  • Яркие оттенки зеленого и голубого (синтез с рубидием и индием) – на стадии разработки, ранее эксперименты успешно проводились в ЮАР, однако массовое производство запущено не было в связи с экономической нецелесообразностью
  • Фиолетовое (сочетание золота с галием)
  • Пурпурное (алюминий в составе)
  • Черное (добавление кобальта и хрома)

Последние пять видов не являются сплавом в полном смысле этого слова, так как процедура их создания основана на интерметаллических соединениях.

Основные критерии оценки бизнес-идей

Вот несколько критериев, на основании которых обычно делается оценка той или иной бизнес-идеи:

  • насколько реалистична задумка;

  • выполнима ли она;

  • актуальна ли выбранная идея для бизнеса;

  • насколько она уникальна;

  • предполагается ли использование инноваций;

  • конкретно ли сформулирован замысел;

  • станет ли задуманный бизнес прибыльным;

  • сколько времени понадобится для его запуска.

Критерии понятные, но как подойти к решению задачи? Как правильно сформулировать главные вопросы, на которые предстоит ответить и вам, и приглашенным специалистам, чтобы оценить реальность замысла?

Нередко процесс получается довольно длительным. Не всегда у одного-двух человек имеется достаточно разносторонних знаний и опыта, чтобы выполнить грамотную оценку бизнес-идеи.

  • План маркетинга компании: увеличиваем прибыль компании в 2 раза
  • KPI для отдела продаж: как рассчитать и внедрить
  • Как получить в 3 раза больше клиентов в 2 раза дешевле

Сведения для проверки идеи можно брать из очень разных источников. Это:

  • отзывы посетителей, которые, по сути, и есть ваши потенциальные клиенты;

  • мнения и рекомендации ваших знакомых, членов семьи, близких людей;

  • результаты изучения товаров или услуг конкурирующих фирм;

  • мнения маркетологов и самих продавцов, уже работающих в выбранной нише;

  • данные, хранящиеся в патентных бюро (архивные записи, реестры);

  • экспертные оценки технических специалистов (именно по выбранной сфере);

  • всевозможная информация из Интернета (углубленное штудирование по базам данных, бизнес-клубам и проч.);

  • комментарии юриста относительно обязательной документации, то есть лицензий, разрешений и проч.;

  • иные источники, в которых можно найти информацию, раскрывающую суть концепции.

Качество жемчуга

Жемчужная нить будет смотреться идеально только в том случае, если идеальна будет каждая из бусин. Прекрасное качество жемчуга можно увидеть невооруженным взглядом, без использования дополнительных приборов или под обычной лупой. Бусинам дают оценку при визуальном осмотре по следующим основным критериям:

  • форма;
  • чистота поверхности;
  • толщина перламутра (при искусственном выращивании);
  • цвет;
  • размер;
  • совпадение в подборе, если речь идет об изделиях из жемчуга, а не об отдельных бусинах.

У качественной бусины должна быть ровная поверхность без кругов и других узоров, без шероховатостей или трещин.

Каждая жемчужина в изделии оценивается по определенной шкале со следующими характеристиками качества:

  1. Глянец (качество);
  2. Дефекты (в процентном содержании);
  3. Совпадение (качественная характеристика);
  4. Перламутр (в процентном содержании);
  5. Поверхность (сферическая, барокко и т.д.)

После осмотра изделию или отдельным бусинам присваивается следующая маркировка:

  • AAA (превосходное качество);
  • AA+ (отличное качество);
  • АА (очень хорошее качество);
  • A (хорошее качество);
  • B (нормальное качество);
  • С (нормальное качество);
  • D (плохое качество).

Покупая жемчужную натуральную нитку, стоит внимательно рассмотреть ее и убедиться, что все бусины идеально и равномерно расположены, дополняя друг друга. Они необязательно должны быть одного размера. Скорее наоборот, контрастные размеры бусин придадут изделию очарование и естественность. Однако, очень важно, чтобы лежали ровно, были просверлены исключительно по центру и их совпадение в подборе было максимально точным и симметричным.

Размер жемчужины натуральной будет зависеть от возраста моллюска – ее дома, в котором она росла. Чем крупнее бусина, тем она дороже ценится, естественно.

От чего может зависеть цена?

— от времени написания

Иконы, датированные периодом до ХVIII века, имеют более высокую стоимость, чем иконы ХIХ века, выполненные в традициях современной иконописи.

— от имени мастера, который ее создал

Цена на икону во многом зависит от художника. Работы определенных специалистов, таких, как Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев и др., ценятся особо высоко. Однако, для многих икон характерно отсутствие авторской подписи. Иконописцы уклонялись от указания авторства, считая что они создают святыню для Бога, а не ради собственной славы. Поэтому при оценке принимаются во внимание характерные черты известных иконописных школ. Почему православные почитают икону Божией Матери «Милостивая»? Подробнее

— от спроса

Цены на старинные иконы формирует спрос на аукционах, в антикварных магазинах, среди частных скупщиков и т. д.

— от степени сохранности

Древние иконы, сохранившиеся в хорошем состоянии и не требующие реставрационных работ, ценятся больше. При этом оценщики не снижают особо стоимость иконы, если на ней присутствует кракелюр (трещинки), мелкие гвоздевые отверстия, осыпи полей, поскольку все это служит приметами времени и является своеобразным украшением иконы. Вопрос-ответ Как правильно расположить в доме иконы?

— от сюжета

Редкий сюжет повышает стоимость иконы, особенно — если в нем представлены образы Вседержителя, Богородицы, Николая Чудотворца и Георгия Победоносца.

— от материала, из которого сделана икона

Стоимость иконы зависит от того, на чем и как она была написана: на дереве или на холсте. Стоимость образа на дереве выше, поскольку такие изделия относятся к более раннему периоду. При определении ценности также учитывается порода дерева и особенности его обработки.

Читайте также:  Магазины и супермаркеты Парижа, которые работают в воскресенье

— от оклада

Оклад может быть выполнен из серебра или быть с позолотой. Если икона украшена золотом, драгоценными металлами и камнями, то ее цена увеличивается.

Синее золото

Еще один вид потребительского золота, изысканный цвет которого получаются после нанесения родиевого покрытия (дешевого само по себе) или добавления в сплав кобальта.

Автором технологии является ювелир Антониасси из Аргентины. Также важным компонентом синего золота является железо (сталь), а сплав формируется в соотношении 3 к 1 или 2 к 1. Соответственно, получается сплав 72 и 62 пробы.

По размерности пробы можете судить, что цена золота смешанного со сталью не может быть высокой, напротив, оно одно из самых дешевых и не всегда считается драгоценным металлом.

Несколько свойств перлов, которые трудно подделать

Развитие технологий позволяет сегодня изготавливать искусственные жемчужины. Но все-таки никакой материал и тем более технология не может воспроизвести качество природного «изделия».

Среди основных характеристик, которыми выделяется настоящий жемчуг, самыми сложными для имитации являются такие:

  • вес;
  • чистота поверхности;
  • блеск;
  • структура.

Параметры: цвет, форму и размеры можно изготовить или скопировать. Как определить натуральный жемчуг, следуя этим характеристикам?

НЕПЕРЛАМУТРОВЫЙ ЖЕМЧУГ

Отдельно стоит остановиться на неперламутровом жемчуге. Он не относится напрямую к барочному, так как в основном имеет правильную форму. Но отсутствие у бусин жемчужного блеска не позволяет причислить их к классике.

Мело melo pearl (“пламенный жемчуг”)

Этот редкий жемчуг создают крупные улитки Мело-Мело, живущие у берегов Таиланда, Вьетнама, Мьянмы и Камбоджи. Улитки просто не вырабатывают перламутр, поэтому не все специалисты считают бусины-мело жемчужинами. Однако крупнейшие геммологические организации в своих сертификатах относят Мело к жемчугу с отметкой “неперламутровый”.

Мело melo pearl

Размер до 2,5 см
Форма круглая или овальная
Цвет
  • от желтого до красного и коричневого
  • наиболее ценны желтые и оранжевые экземпляры
  • приобретает искристость благодаря пятнистым или продольным светлым вкраплениям
Особенности
  • произрастает только в диких условиях
  • жемчуг реагирует на яркий свет, теряя насыщенность

Рекомендуем: Можно ли носить ЖЕМЧУГ НЕЗАМУЖНИМ

Жемчуг quahog

Его также относят к неперламутровому жемчугу.

Quahog добывают из моллюска Venus mercenaria, который обычно используют в еду, а не для создания драгоценностей.

НЕПЕРЛАМУТРОВЫЙ ЖЕМЧУГ

Жемчуг quahog

Размер
  • обычно 5-6 мм
  • размер самой крупной жемчужины составил 14 мм
Форма круглая или овальная
Цвет
  • от молочного до фиолетового, почти черного
  • наиболее ценны лиловые и сиреневые экземпляры с градиентами
Особенности редкий и дорогой вид жемчуга

Аристократические излишества

Немного другая история — портреты богатейших женщин Российской империи. На них так много крупного жемчуга, что это уже не элегантность, а кичливость. В первую очередь это дамы из рода Юсуповых — Зинаида Николаевна и ее мать Татьяна Александровна. Эту страсть они унаследовали от княгини XVII века — Татьяны Васильевны Юсуповой, племянницы Потемкина. Ее потомок Феликс в своих воспоминаниях писал о прапрабабушке:

Аристократические излишества

«Она была страстной ценительницей драгоценностей и основала коллекцию, ставшую знаменитой. Она купила алмаз «Полярная звезда» и множество украшений с французской короны, украшения неполитанской королевы и, наконец, уникальную и великолепную «Перегрину», знаменитую жемчужину, принадлежавшую Филиппу II Испанскому и, говорят, в древности — царице Клеопатре. Жемчужина была парной той, которую царица Египта растворила в уксусе, чтобы превзойти Антония в застольных безумствах». Феликс Юсупов. «Перед изгнанием»

Характерно, что на портретах самой Татьяны Васильевны, созданных в эпоху классицизма и ампира, переизбытка драгоценностей мы не найдем: вкус времени не дозволял подобные излишества в живописи. А вот представительницы следующих поколений жили во вторую половину ХIХ века — более эклектичную эпоху, и поэтому их портреты ослепляют блеском драгоценностей.

Аристократические излишества

Татьяну и Зинаиду Юсуповых писали Винтерхальтер, Маковский, Серов и многие другие. Для истории искусства ценнее всего, конечно, работа Валентина Серова — а для истории драгоценностей произведение Франсуа Фламенга. Здесь княгиня Зинаида изображена с гигантской жемчужиной «Пелегриной», которую ее сын продал в 1953 году.

Аристократические излишества